Главная » Статьи » Почитать с пользой

Идеология цветокоррекции
Часто мне приходится слышать просьбы коллег — объяснить, как делать цветокоррекцию. Честно говоря, всегда затруднялся учить, так как все мои умения основаны только на личном опыте, а руководствуюсь я, в основном, ощущениями (ну и цифрами, конечно). Но, рассудив, что несмотря на обилие литературы по данному вопросу (чего стоит хотя бы Маргулис — гуру пользователей Фотошопа), вопросов меньше не становится, я решил попытаться немного упорядочить собственный опыт и собрать все скудные советы, которые могу дать, в одной статье.

Итак, у нас есть фотография в виде растрового файла, и нам нужно сделать ее цветокоррекцию. Звучит несколько абстрактно, не правда ли? Главный вопрос, на который мы должны получить ответ (не важно — извне или от самого себя) — что надо получить в итоге? Иными словами, каков должен быть результат цветокоррекции? Поверьте, очень важно это понимать еще до начала работы. Если этого понимания нет, то лучше и не браться.
Когда у вас есть четко сформулированный ответ на предыдущий вопрос, необходимо критично взглянуть на изображение и ответить на следующий вопрос, пригодно ли оно для достижения результата? Вопрос отнюдь не праздный. Возможности фотошопа велики, но бывают случаи, когда и медицина бессильна. Здесь уместно остановиться на том, с какими изображениями мы вообще имеем дело.

Самый распространенный в наши дни тип — цифровое фото. Чаще всего в формате JPEG (джипег), реже (это когда сильно повезет) — в формате RAW (рав в простонародье). Возможности обработки равов несравненно шире, чем любых других форматов, так как в нем мы можем корректировать экспозицию (незначительно) и баланс белого (во всем диапазоне) без потери качества. В случае с джипегом надо смотреть, нет ли большой ошибки в балансе белого и нет ли «пересвеченных» (выбеленных) участков. Такие ошибки не лечатся.

Следующий тип изображений — сканированный слайд. Чисто профессиональный продукт (взять хотя бы стоимость носителя и сканирования), но, несмотря на это, проявляют и сканируют их не всегда профессионалы (или не всегда добросовестные профессионалы), поэтому ошибки с цветом встречаются довольно часто.

Следующий (вымирающий) тип — сканированный негатив. Чтобы хорошо отсканировать негатив, нужен хороший сканер и руки, растущие из правильного места. В противном случае, результат может быть непригоден для дальнейшей работы. На практике (по крайней мере, моей) качественные сканы негативов встречаются редко.

Еще один (тоже вымирающий) тип — сканированная бумажная фотография. Как правило, прилично отсканировать фото в наше время можно практически на любом сканере. Поэтому все зависит от качества самой фотографии. В следствие большого количества репродуцирований (оригинал – негатив – фотография – файл), общее качество невысоко, но для маленьких форматов годится. Важно обратить внимание: если сканировалась матовая фотография, то на скане может появиться эффект «снега» — множество белых точек, покрывающих всю поверхность изображения. По-хорошему, место такому изображению в мусорной корзине (а ведь в жизни и с этим приходиться работать! А куда денешься?).

Следующий тип изображений — изображения, сгенерированные непосредственно на компьютере: скриншоты (снимки с экрана) и результаты 3d-рендеринга. Зачастую такие изображения могут содержать цвета, не воспроизводимые при печати, поэтому корректный перевод в CMYK — насущная задача. В остальном «компьютерные» изображения редко нуждаются в коррекции, да и возможности их коррекции сильно ограничены.

Наконец, последний (и вечно живой) тип — сканированная полиграфия. Здесь возможности коррекции также очень ограничены. Я лично пользуюсь таким правилом: будет примерно то же самое, но в полтора раза меньше. Останавливаться на том, как избавиться от полиграфического растра, я не буду, так как это тема для отдельного исследования.

Всевозможные фотографии из Интернета, из клипартов, из бесплатных и платных библиотек я не рассматриваю — все они суть производные от перечисленных выше типов.

Вернемся немного назад. Мы начали с того, что нам перед работой, необходимо понять, какого результата нужно добиться. А какие, собственно, бывают результаты? По сути задачи и степени сложности я разделяю их на четыре категории.

1. Исправление ошибок при съемке (сканировании).
Наиболее простая, я бы сказал, базовая и, вместе с тем, довольно деликатная задача. Состоит она в том, чтобы восстановить правильный облик изображения, устранить по возможности искажение тона и цвета, внесенные в процессе репродуцирования, но и не внести новых, так сказать от себя.

2. Придание изображению идеальных качеств. Поясню. Правдивый цвет далеко не всегда востребован. Все мы представляем (а точнее — приучены), как должен выглядеть спелый апельсин, сочное зеленое яблоко, лазурная вода океана на далеких островах, лицо счастливой загорелой девочки (которая там загорала) и т. д. Зрителю (и заказчику) нет никакого дела, что в реальности апельсин был желтоват, яблоко бледновато, водичка в день съемки мутновата, а девочка изрядно обгорела. Правда здесь никому не нужна. Поэтому задача цветокорректора — восстановить идеал, несмотря на то, что там изображено на самом деле. Задача рекламная.

3. Подчинение цвета разных фотографий единому замыслу. Такая задача возникает, когда задуман некий общий колорит, которому должны соответствовать иллюстрации (или части коллажа). Например, мы хотим немного состарить и поджелтить все фотографии. Или хотим передать идею легкости и утренней свежести, и придаем всем картинкам светло-розовато-золотистый оттенок. Задача, я бы сказал, художественная.

4. Точно воспроизвести цвет оригинала. Задача широкая и достаточно серьезная. Точный цвет нужен очень часто: каталоги мебели, кафельной плитки, одежды и т. д. Заказчику не просто хочется, а чрезвычайно важно, чтобы в его каталоге цвет был именно таким, как в жизни, иначе у него могут возникнуть проблемы с потребителями (я выбрал розовую плитку — а она бежевая!). Сюда же следует отнести задачу репродуцирования произведений искусства. Как бы ни хотелось нам подправить баланс белого на картине Айвазовского, делать это не рекомендуется. Задача чисто техническая.

Итак, у нас есть изображение, мы знаем, что хотим получить и видим, что это реально. Остальное – дело техники в прямом смысле этого слова. Остается только описать эту самую технику. Скажу сразу о том, что останется за рамками этой статьи.
Во-первых, это вопрос калибровки монитора. За 10 лет практики цветокоррекцией мне приходиться заниматься постоянно, но ни разу — за калиброванным монитором (что не делает мне чести, разумеется). Монитор я настраиваю, что называется, на глаз. И это большое заблуждение, что для цветокоррекции нужен калиброванный монитор. Для экранной цветопробы — да, но это, как говорится, другой уровень. Для цветокоррекции необходимо, чтобы у монитора была выставлена правильная цветовая температура, точка белого, точка черного и гамма. А также нейтральное освещение в комнате. Как всего этого добиться — узнать несложно.
Во-вторых, за рамками статьи я оставляю азы работы с программой Photoshop. В противном случае пришлось бы писать целую книгу, а это не входит в мои планы. Поэтому в статье я только упоминаю названия инструментов, а где они находятся, как работают — за скобками. Если возникают трудности, то вам верный путь к толковому руководству по фотошопу.
Также темой отдельной статьи могла бы стать теория цветоделения. Однако, совсем не упоминать о цветовых моделях не удастся. Необходимо сказать, что «родная» модель цветового изображения – RGB (Red, Green, Blue — 3 канала — 3 черно-белых изображения, которые при наложении друг на друга дают цвет). В RGB оно рождается, хранится и отображается на мониторе. Для того, чтобы напечатать изображение красками, его преобразуют в модель CMYK — Cyan, Magenta, Yellow, Black (узнать почему CMYK, а не CMYB — задание для любознательных). Откуда берется черный канал? Дело в том, что на практике получить черный цвет путем смешения трех цветов невозможно. Поэтому для получения черного, темных оттенков, а также для уменьшения общего количества красок используется черная краска. Не все цвета, отображаемые на мониторе, могут быть напечатаны, поэтому надо следить за цветовым охватом и воспроизводимостью цветов в изображении, чтобы «потускнение» (а главное — потеря тональных переходов) при переводе в CMYK не стало неприятным сюрпризом. Все это я веду к тому, что перевод изображения из одной цветовой модели в другую — не просто переставление галочки, а серьезный и осознанный шаг.
Теперь несколько рекомендаций коротко.

Основную работу по исправлению баланса белого и тона необходимо производить в RGB. В CMYK — только окончательная доводка, если понадобится.

При переводе в CMYK необходимо использовать правильные параметры цветоделения или профиль. Где их брать? Там, куда вы передаете свои макеты для печати.

Даже если вы перевели изображение в CMYK с правильными параметрами, а потом усиленно с ним поработали, может случиться, что будет превышен суммарный процент краски, и макет у вас не возьмут (или будут дорабатывать). За этим надо следить.

Каждый раз, переводя изображение в CMYK, вспомните (или проверьте), какие у вас выставлены параметры цветоделения.

Теперь, вооружившись теоретическими рассуждениями, перейдем к практическим задачам по цветокоррекции.

Первая задача — «базовая»: исправление искажений тона и цвета. Вначале необходимо провести тоновую коррекцию. Открываем диалоговое окно инструмента Levels (уровни) и смотрим на гистограмму. Большинство «правильных» изображений должны содержать весь диапазон яркости от черного до белого. Поэтому, если гистограмма не доходит до краев, необходимо подтянуть крайние ползунки к началу и концу гистограммы (это называется — растянуть тоновый диапазон изображения). Средний ползунок — гамма — позволяет сделать изображение темнее или светлее, не затрагивая точки белого и черного. Для более точной подстройки тона и контраста воспользуйтесь командой Curves (кривые). Она позволяет регулировать плотность тона по отдельным диапазонам (например, осветлить тени, затемнить средние тона и т. д). Задачи тоновой коррекции - изображение должно занимать весь тоновой диапазон, обладать правильным контрастом, должны быть различимы детали, как в тенях, так и в светах. Недопустимы черные «слепые» тени и сплошные белые участки изображения, кроме бликов.
Несколько советов коротко:

Работаем в RGB.

Чтобы «вытянуть» изображение из теней и светлых участков, пользуемся командой Shadow/Highlight (но аккуратно).

Следим, чтобы тоновая коррекция не «убила» цвет (т. е. не исказила до неузнаваемости и невосстановимости).

Некоторые изображения имеют заведомо узкий тоновый диапазон (представьте себе, например, фото кафельной плитки: если плитка светлая, то, никаких темных тонов на фото не будет). Научитесь распознавать такие изображения и никогда не применяйте метод растягивания тонового диапазона чисто механически.

Лучше пусть фото будет немного светлее, чем немного темнее.

Дважды усиливайте свое внимание, когда работаете с лицами.

Существует множество способов манипулирования тоном изображения: это и работа в цветовой модели Lab, и наложение дополнительных слоев в различных режимах. Овладевайте, как говорится. Чем больше инструментов будет в вашем распоряжении, тем лучше.

Не советую пользоваться ползунками Brightness/Contrast – это примитивные и очень не гибкие инструменты.

Самая светлая точка в изображении (за исключением бликов) – т. н. точка белого – 5/3/3/0 в CMYK. То есть почти белая, но не совсем.

Выполнив коррекцию тона, приступаем к коррекции цвета. Задача – исправить цветовой сдвиг, если он есть. Откуда вообще берется цветовой сдвиг? В пленочной фотографии и слайдах – это возможно неправильное освещение (редко), неправильная проявка (тоже редко) и неправильное сканирование (чаще всего). В цифровой фотографии цветовой сдвиг появляется при неправильной установке баланса белого. То есть, при съемке в камере установили (или автоматика ошиблась) цветовую температуру, которая не соответствует действительности. Если у нас есть Raw, то это без проблем исправляется при конвертировании выставлением правильного параметра. Если только Jpeg – то действуем по общему алгоритму. Бывают случаи, когда ошибка очень велика. Например, при съемке на улице выставили цветовую температуру, соответствующую лампам накаливания, или наоборот. Такую ошибку исправить практически невозможно.

Для того, чтобы обнаружить и исправить цветовой сдвиг, проще всего ориентироваться на предметы заведомо нейтрального цвета. Белые предметы (не блики), металлические (сталь, алюминий), заведомо серые предметы. Они существенно облегчают нам жизнь и послужат ориентиром для коррекции всей картинки. Суть проста: если в кадре есть объект нейтрального в жизни цвета, то нам нужно добиться, воздействуя на всю картинку, чтобы он и на фотографии стал нейтральным. Тогда (теоретически) и все остальные цвета встанут на свои места. Для коррекции цвета используем: Color Balance, Selective Color (аккуратно). Это, так сказать, база. Очень действенный метод – Curves и Levels по отдельным каналам, но тут нужна тренировка. Высший пилотаж для очень тяжелых случаев – Channel Mixer (советую почитать Маргулиса).

Итак, доступными нам средствами, воздействуя на всю картинку, добиваемся того, чтобы нейтральные объекты стали нейтральными. Проверять это следует по цифрам. Открываем панель Info так, чтобы она была всегда была перед глазами. Наводим курсор на интересующую нас область и смотрим на цифры. Нейтральный объект имеет равные значения в трех каналах RGB (например: R 180 G 180 B 180). Возможны отклонения в пределах 2-3-х единиц. В модели CMYK чуть сложнее. Нейтральный цвет имеет равное количество Magenta и Yellow, Cyan – на треть-четверть больше, а количество черного, понятно, значения не имеет (например, тот же цвет в CMYK: C 33 M 23 Y 23 K 3). Разумеется, в реальной жизни возможны отклонения, связанные с различным освещением и цветом окружающих предметов. Это надо учитывать и нельзя подгонять цвета чисто механически. Например, в тех же Levels и Curves есть серая пипетка, щелкнув которой по любому цвету, мы определяем его как нейтральный. Способ топорный и хорошо срабатывает редко (хотя для справки можно попробовать).

Если с нейтральными цветами все более-менее понятно, то что делать когда таких объектов на фото нет? В этом случае на помощь приходят так называемые «памятные» цвета. Все мы знаем какого цвета трава, листва на деревьях, небо днем, когда ясно или наоборот – сплошная облачность, какого цвета асфальт или помидоры с огурцами. Неплохой ориентир – кожа человека (европейца). Разумеется, нет единого рецепта. Асфальт может стать красным в лучах заката и это не будет ошибкой, подлежащей исправлению. Если в кадре есть два источника света, например, свет из окна и свет ламп накаливания, то подоконники будут голубоватыми, а бумаги на столе – желтыми. И мы не сможем привести их к единому знаменателю. То есть, необходимо анализировать изображение, выяснить как оно освещено, и, соответственно как должно выглядеть. Задача непростая, требует и опыта, и интуиции. Со временем можно научиться с одного взгляда определять, есть ли в картинке цветовой сдвиг, в какую сторону, и как его быстро исправить.
Теперь советы коротко:

Работаем в RGB, доводим в CMYK.

Довольно часто, картинке не помешает добавить процентов 10-15 насыщенности (Saturation). Но только в самом конце работы и уже в CMYK.

Обращайте внимание на цветовые и тональные переходы (особенно на лицах): в результате всех коррекций не должны появиться резкие ступенчатые границы.

Считается (и доказано математически), что любая операция над изображением осуществляется с потерей информации. Поэтому, чем меньше отдельный операций вам потребуется, тем лучше.

При работе с Raw все вышеперечисленное актуально. Но выполняется средствами RAW-конвертера.

Не забывайте, что в рамках данной задачи мы всего лишь исправляем ошибки тона и цвета, а не воссоздаем идеальный цвет (об этом ниже), поэтому с оригиналом надо обращаться деликатно.

Не увлекайтесь чересчур цифрами – они должны только помогать. Главное – верьте глазам своим и будьте смелее и решительнее.

Всегда анализируйте работу после цветопроб и печати: насколько правильно показывает ваш монитор, насколько правильно все сделано. Только так появится опыт.

Следующая по сложности задача – «рекламная»:
воссоздать идеальный цвет. Как правило, такая задача возникает при работе над рекламными изображениями и упаковкой. Зрителю (и заказчику) нужен не тот цвет, который был у объекта во время съемки, а тот, который он ожидает увидеть. Нужна «вкусная картинка». Во всех отношениях. Если это фрукты – они должны быть спелыми и сочными, если это хлеб – то с равномерно пропеченной золотистой корочкой, если это автомобиль – он должен сверкать полировкой, если это пейзаж – он должен манить почти нереальной красотой, если это человек – он должен быть загорелый, жизнерадостный, здоровый, с красивыми белыми зубами. И никак иначе. Правду в рекламе никто не показывает, за исключением случаев, когда мы обязаны показать настоящий цвет товара.

Как же добиться поставленной задачи? В начале необходимо провести базовую коррекцию. Затем проанализировать изображение, чтобы понять, что нужно менять, чтобы картинка стала идеальной. Если при проведении базовой коррекции, мы работаем со всей картинкой целиком, то сейчас нам придется, скорее всего работать с отдельными областями. Остановимся подробнее на инструментах, которые реально пригодятся для выделения участков изображения.

Magic Wand – любимый инструмент многих пользователей, но реально применим не очень часто – лишь когда выделенный объект хорошо контрастирует с фоном (да и при этом надо внимательно следить, не появятся ли артефакты на контурах). Часто Magic Wand используется в паре с Lasso, которое помогает добавить/убрать нужные/ненужные области.

Paths – незаменимый инструмент для точного выделения областей. У многих начинающих дизайнеров существует определенный барьер перед использованием этого инструмента. Им кажется, что быстрее «общелкать» объект при помощи Lasso. Это не так. Я настоятельно рекомендую научиться создавать пути – это очень пригодится.

Рисование в режиме Quick Mask – незаменимый инструмент, когда нам нужно выделить объект без четкой границы. Например, отделить лицо от окружающих волос. Или создать выделенную область в виде градиента.

Существуют и другие способы выделения, но перечисленные – это необходимый минимум. Если мы научились выделять нужные нам фрагменты изображения, можно приниматься за коррекцию. Работаем преимущественно в CMYK. Работая над изображениями фруктов и овощей, нужно стремиться к максимальной яркости и чистоте цветов. «Чистота» означает, что цвет (в CMYK) формируется только двумя цветовыми каналами из трех (черный – не в счет). Третий канал всегда снижает чистоту цвета, но, как правило, необходим для формирования светотени. Вообще, увлекшись насыщенностью цвета важно не потерять объемность предметов и натуральность цветов.

Работая над пейзажами, пользуемся такими же правилами, но помним, что чрезмерная насыщенность сделает пейзаж ядовитым, «кислотным». Соблюдаем меру. Часто пейзаж обладает единым настроением («колоритом» на языке художников), которое важно подчеркнуть, а не потерять.

Лица и тела людей – отдельная тема для разговора. Сложно давать общие рекомендации, но попробую. Одинаково опасно получить как «пережаренные» красно-оранжевые цвета, так и бледные зеленоватые. Светлая кожа на свету должна содержать Cyan – в пределах 3-7%, Magenta и Yellow – по 20-35%. В тени, соответственно, Cyan 15-20%, Magenta, Yellow до 40-50%. Соотношение Magenta и Yellow – примерно одинаковое и может варьироваться в зависимости от условий освещения и индивидуальности кожи (чаще желтого чуть больше). Загорелая кожа на свету: Cyan 6-12%, Magenta, Yellow 25-40%; в тени Cyan 20-30%, Magenta, Yellow до 65%. Желтого примерно на четверть больше, чем Magenta (золотистый загар). Разумеется, цифры – вещь условная и приводятся в качестве приблизительного ориентира.

Показывая различную выпечку, можно ориентироваться на правила для человеческой кожи (как это ни странно).

Показывая мебель, одежду, технику, ориентируемся на их настоящие цвета (см. ниже) – можно лишь слегка увеличить насыщенность цвета (а также усилить яркость дополнительных «украшающих» аксессуаров).

Не могу не коснуться еще одного момента, хотя он и не связан напрямую с цветом, но непосредственно связан с рекламным изображением. Речь идет о ретуши. Ретуши подвергается любое рекламное фото: любые пылинки, соринки, сколы и вмятины, дефекты кожи – удаляются безжалостно и бесследно. Также нужно следить за паразитными бликами и отражениями (например, в хромированном кофейнике может отразиться сам фотограф – не порядок!). Все они тщательно ретушируются, а оставляются только правильные и полезные. Словом все средства брошены на решение одной задачи: получить «вкусную» идеальную картинку.

Третья задача – «художественная»: подчинить изображение задуманному колориту. Сложно дать здесь конкретные рекомендации. Все средства работы с цветом, со слоями, с масками – в вашем распоряжении. Задача творческая и не имеет конкретных рецептов. Экспериментируйте с одним изображением до получения нужного эффекта. Следите за тем, как оно смотрится в своем окружении уже в макете, ведь наша цель – гармоничное решение. Если нужно подготовить несколько изображений, то необходимо вначале выполнить базовую коррекцию, чтобы привести все фотографии к одному, так сказать, знаменателю. Рекомендую освоить фотошоповские Actions, чтобы, добившись однажды нужного результата, записать всю последовательность действий и применить их автоматически к остальным картинкам. Правда, визуальный контроль все равно понадобиться, т. к. одни и те же операции могут немного по-разному повлиять на цвет в разных изображениях. Но времени вы сможете сэкономить очень много. И нервов, кстати говоря, тоже, так как нет ничего более утомительного, чем многократно повторять одни и те же действия.

Четвертая, самая сложная задача – техническая: воспроизвести цвет максимально близко к оригиналу. Надо сказать, что при грамотной съемке и грамотной базовой коррекции задача эта должна выполняться автоматически. Особенно это касается цифровой съемки, так как цифровой фотоаппарат – довольно точный инструмент. Но так удачно все складывается далеко не всегда.

Для того, чтобы воспроизвести цвет фотографируемого объекта точно, его необходимо снимать вместе со специальной нейтральной шкалой, на которой есть белый, черный и оттенки нейтрального серого цвета. Проведя коррекцию по этой шкале, мы приведем весь цвет в соответствие оригиналу. Следующий этап – контрольная цветопроба, которая покажет нам, насколько мы приблизились к цели. Возможно, потребуется коррекция. Если изображений несколько, то надо записать все действия этой коррекции, чтобы потом сразу применять ее ко всем фотографиям. Далее – еще одна цветопроба, которая должна быть последней. А дальше – едем на приладку в типографию, чтобы проследить, что полученный с таким трудом цвет не «ушел» по недосмотру печатника.

Если объект уже сфотографирован без всяких шкал, то проводим базовую коррекцию, делаем цветопробу и сравниваем с оригиналом. Далее по – обстоятельствам.

В качестве примера расскажу вкратце о работе над мебельным каталогом. Заказчику, разумеется, было очень важно, чтобы на фотографиях цвет мебели соответствовал действительности. Как этого добиться, если мебель снята в интерьерах, где нейтральные ориентиры вообще отсутствуют? Заказчик предоставил образцы пленки – ламинат, покрывающий ДСП. Эти образцы были отсканированы вместе с нейтральной шкалой, откорректированы по этой шкале (указываем пипеткой, что этот цвет – белый, этот – черный, а этот нейтральный серый). Далее была сделана цветопроба, цвет сравнили с оригиналами и подвергли сканы небольшой коррекции. Полученные таким образом электронные образцы цветов были использованы в каталоге напрямую – в качестве плашек с названиями цвета, а также для цветокоррекции самих слайдов. Из-за сложного освещения, наличия полутеней и рефлексов, на постановочных фотографиях невозможно (и не нужно) добиться, чтобы цвет мебели везде был одинаковым. Но ориентируясь на полутени (ярко освещенные участки оказываются выбеленными, а в тенях – темно), общий цвет слайдов без труда удалось подогнать под цвет образцов. В результате довольный заказчик получил каталог мебели с правильным цветом.

Другой пример: каталог одежды. Съемка проводилась на цифровую камеру в RAW. В качестве фона использовался нейтральный белый цвет. Ориентируясь на этот цвет в качестве нейтрального, прямо в RAW-конвертере была выбрана правильная цветовая температура и введена небольшая экспокоррекция. Дополнительной цветокоррекции не потребовалось.

Итак, задача точного воспроизведения цвета сложная, затратная, но выполнимая. Необходимо помнить, что после передачи макета в типографию работа над цветом не закончена. Вся наша работа над коррекцией и доводкой цвета может быть враз перечеркнута при печати. Поэтому, если точный цвет действительно очень важен, вам надо обеспечить его контроль при производстве.

Я попытался раскрыть четыре основные задачи цветокоррекции. Для того, чтобы понять, КАК что-либо сделать, необходимо точно знать ЧТО именно и ЗАЧЕМ это нужно. Вот об этих ЧТО и ЗАЧЕМ я и попытался рассказать. Многие технические, да и теоретические подробности остались за кадром. Но главная задача, которую я ставил – упорядочить и передать заинтересованному читателю собственный опыт из этой области. Разумеется, нужно изучать литературу и по теории цвета, и по теории печати, и по возможностям фотошопа. Здесь же я изложил лишь свою идеологию цветокоррекции. Надеюсь, что кому-нибудь эта статья окажется полезной и станет отправной точкой для дальнейшего совершенствования.
Категория: Почитать с пользой | Добавил: dsdesign (08.11.2007) | Автор: Д. Смирягин
Просмотров: 2923